Как облачные сервисы помогают ритейлу привлекать и удерживать клиентов? 5 основных сценариев применения

дек 01, 2020

По подсчётам IDC, в течение последних трёх лет мировой рынок публичных облачных сервисов ежегодно растёт примерно на 21%.

Ожидается, что по итогам 2020 года его объём составит более 200 млрд долл. Gartner прогнозирует, что к 2022 году 90% компаний будут использовать облачные сервисы.

При этом сектор розничной торговли входит в тройку самых перспективных потребителей облачных технологий. Всеволод Вайнер, руководитель направления облачных платформ компании G-Core Labs, рассказывает о том, как ритейл и e-commerce могут использовать облачные технологии для более эффективной работы.

1. Ускорение работы сайта и обеспечение его устойчивости

По данным исследования Digital Commerce 360, онлайн-продажи розничных сетей растут из года в год: с 2016 по 2019 средний прирост сегмента интернет-торговли составлял более 20%, а по итогам 2020 года, с учётом фактора коронавируса, можно ожидать и более значительных цифр.

Сайты интернет-магазинов должны быть готовы к постоянному росту трафика и к пиковым нагрузкам в связи с различными событиями и акциями («чёрные пятницы», предновогодние дни, выход новых моделей популярных товаров), что существенно повышает требования к ИТ-инфраструктуре и обуславливает регулярный рост затрат на приобретение новых серверных мощностей и их обслуживание.

Эффективно решить эти задачи позволяет переход в облако, а для быстрой загрузки интернет-магазина с ассортиментом в десятки или даже сотни тысяч позиций также рекомендуется подключать CDN.

 

Опыт Zalora

Например, компания Zalora, один из крупнейших онлайн-магазинов Азии, долгое время развивала только собственную ИТ-инфраструктуру. Однако после запуска ряда собственных торговых марок продукции сайт компании перестал справляться с нагрузкой. В итоге Zalora перенесла всю инфраструктуру в облако. Сейчас во время распродаж трафик сайта может увеличиваться на 300−400%, но на производительности это никак не отражается.

 

Опыт Lamoda

Онлайн-платформа Lamoda — самая популярная платформа для продажи модных товаров в Восточной Европе и СНГ, входящая в топ-20 самых посещаемых лайфстайл-ресурсов в мире. Ритейлер предлагает более 6 млн товаров от более чем 3 тыс. международных и локальных брендов одежды, обуви, аксессуаров, косметики, парфюмерии и товаров домашнего декора.

Ежемесячно платформу Lamoda посещают более 14 млн человек. Накануне праздников и в дни распродаж число покупателей увеличивается в разы, и инфраструктура должна быть готова к миллиардам пользовательских запросов. С помощью сверхбыстрой сети доставки контента G-Core Labs технические специалисты Lamoda обеспечили мгновенную загрузку контента интернет-магазина и его бесперебойную работу.

Опыт MAP

Также у компаний с большой розничной сетью могут возникнуть проблемы с централизованным хранением данных. Так, MAP — крупный ритейлер в Юго-Восточной Азии — пытался внедрить системы резервного копирования и восстановления данных для своих 2 600 магазинов. Но расчёты показали, что для этого нужны значительные капитальные вложения. В итоге МАР приняла решение перенести хранилище данных и сервисы по обеспечению их доступности в публичное облако. В компании отмечают, что это стало оптимальным решением с точки зрения производительности и финансовой эффективности.

G-Core Labs предоставляет удобную, легко масштабируемую и защищённую облачную инфраструктуру для размещения платформ электронной торговли, обеспечивая бесшовную миграцию с любой инфраструктуры.

Также облако G-Core Labs интегрировано с сетью доставки контента, что позволяет ускорять загрузку интернет-магазинов в любой стране мира, даже в периоды распродаж и акций.

2. Быстрая разработка и тестирование собственных сервисов

Непрерывная разработка новых сервисов и продуктов — одно из главных условий выживания в e-commerce.

Ритейлеры регулярно улучшают пользовательские интерфейсы, личные кабинеты, мобильные приложения, различные программы лояльности и экспериментируют с дизайном. Размер тестовых баз данных может составлять сотни терабайт, а развёртывание и отключение десятков и сотен виртуальных машин приходится осуществлять за считанные часы. Поэтому требуются мощные ресурсы.

Все эти задачи отлично решаются в публичном облаке. Кроме того, там легко выделить изолированные тестовые среды для доступа к ним сторонних разработчиков и для различных пилотных проектов (например, тестирование новых приложений, средств защиты информации, апгрейд системного софта).

3. Сервисы AI и Big data для анализа поведения покупателей и прогнозирования спроса

Обладая различной информацией о потребителях, крупные ритейлеры используют системы искусственного интеллекта для привлечения и удержания клиентов. Анализируется информация о покупках и просмотрах товаров, после чего для покупателей формируются кастомизированные предложения, персональные скидки и рекомендации.

Большие данные также могут использоваться для:

  • Управления персоналом.
  • Динамического ценообразования.
  • Формирования программ лояльности.
  • Прогнозирования спроса.
  • Оптимизации складских запасов.

В любом случае объем обрабатываемых данных, как правило, огромен. Число клиентов и транзакций достигает миллионов, информация собирается с сотен и тысяч торговых точек, в связи с чем требуются серьёзные мощности для быстрой работы с поступающей информацией. Классическая IT-инфраструктура не всегда предоставляет такие возможности. Добиться необходимой скорости обработки позволяет размещение баз данных и аналитических платформ в облаке.

4. Защита от атак на сайт и инфраструктуру

Согласно одному из последних отраслевых исследований, в 2020 году более половины онлайн-ритейлеров заметили рост частоты и мощности DDoS-атак.

Многие компании столкнулись с требованиями выкупа за прекращение недружественных действий. Чтобы усилить эффект, злоумышленники нападают в критическое время — например, в «чёрные пятницы». Помимо загрузки каналов «мусорным» трафиком, серьёзной угрозой сайтам онлайн-ритейлеров становятся атаки ботов. С их помощью крадут контент, взламывают аккаунты, совершают «скальперские» покупки, которые искажают аналитику и замедляют работу сайта.

Атаки проводятся на любые инфраструктуры — как классические, так и облачные. Но чтобы защититься от DDoS-атак на базе собственного оборудования, требуются большие финансовые вложения. Например, цена специализированного программного-аппаратного комплекса может достигать десятков миллионов рублей, без учёта технической поддержки, обслуживания и зарплат сотрудников.

Менее затратно стоит защититься с помощью специализированного сервиса.

 

5. Разработка и развёртывание внутренних сервисов

Внутренние сервисы играют не менее важную роль в обеспечении бизнеса ритейлеров, чем клиентские. К ним относятся:

  1. Средства защиты информации.
  2. Финансовые и ERP-системы.
  3. Логистические сервисы.
  4. Порталы самообслуживания.
  5. Интернет-телефония.

Переносить эти сервисы в облако также стало популярным. Ритейлеры поняли, что нет необходимости размещать множество локальных серверов по филиалам или магазинам – достаточно организовать доступ в облако, обеспечив в нём запуск приложений и хранение данных.

 

Источник

MAPIC Family