Что нового в трендах ритейла 2021?

Вместе с Еленой Лебедевой, основателем агентства Lebedeva.Consulting поговорили о тенденциях развития ритейла и о трендах 2021 года в эфире 18 декабря.

— Какие изменения принес 2020 год?

— По большому счету, все тренды, которые существовали до 2020 года, никуда не делись. Единственный новый макротренд, чего раньше не было предсказано – это повышение требований потребителей к собственной безопасности и  защите в магазинах. Конечно, страх заболеть сильно нас изменил. Я пересмотрела тренды 2018 года. 

Первый тренд - переход на режим экономии, особенно в сфере fashion. Спрос на Fashion падает значительно уже с 2013 года. В этом году наибольшее падение происходило в категории именно fashion, хотя в Европе наблюдается не такое сильное падение. Еще один интересный тренд – в beauty индустрии также происходит сильное падение, но в Америке потребление в этой категории переживает бум. Рост количества госслужащих: люди выбирают зарплату поменьше, но стабильнее. Сокращение времени пребывания в магазине: среднее время в 2018 году снизилось с 7 до 4 минут. Сейчас ритейлерам необходимо бороться за «качество», так как посетитель  только будучи «фанатом» бренда, пройдет все «препятствия» торгового центра в виде масок и перчаток.

2020 год очень сильно изменил покупателя, 51% которых будут сейчас воздерживаться от импульсивных товаров, 42% - отказываться от пользования различными тестерами, семплами и т.д. Но пандемия всего лишь усилила тренд, когда посетители перестали «покупать все подряд».

Также среди устойчивых трендов: увеличение количества промо-акций. Россия уже сидит на «промо-игле». Например, доля продаж по промо-акциям в Украине меньше, чем в России потому, что они не «злоупотребляли» ими. Увеличение сделок по слиянию и поглощению - одни сети поглощают другие, особенно это заметно в фуд-ритейле. Одним из важнейших трендов этого года стало налаживание постоянной связи со своими покупателями, т.е. вы можете общаться со своим любимым брендом любым доступным способом. По заявлениям Google, 85% покупателей стоя в магазине «у полки» звонят своим родственникам, друзьям, коллегам. Пришествие QR кодов, сейчас это уже 3-е пришествие.

Персонализация: чтобы не оказаться «не у дел» через  десять лет, когда персонализация достигнет 100%, нужно развивать это направление уже сейчас. Оформление покупки будет исчезать как часть процесса покупки – оплата должна происходить «незаметно», в будущем  эта часть пути клиента в магазине перестанет существовать. Развитие сервисов: услуги, доставка, консультации будут распространяться на рынке.  Те ритейлеры, которые встроят в свою экосистему не только товары, но и «сопутствующие услуги», смогут поддержать маржу и рентабельность бизнеса. Идеальный пример – Леруа Мерлен и их развитие платформы услуг: обои с услугой поклейки, кирпичи с услугой возведение стен, и так порядка 350 услуг. Продажа товаров именно с услугами – это будущее ритейла, он перестает быть платформой только продажи товаров.

—  Что же нам ждать среди трендов 2021 года?

—  Первый тренд 2021 – фокус на домашнее пребывание. В частности, увеличение  интереса к  люксовой комфортной одежде. Второй –видео тренировки. Крупнейшие спортивные ритейлы не только проводили в этом году свои онлайн тренировки, но и прикупали платформы с такими услугами. Что же касается ресторанов и отелей, они оказались под сильным ударом и стали производить брендированную продукцию, сеты для готовки блюд по их рецептам и т.д. Эргономика жизни пришла домой и многие мебельные компании стали выпускать эргономичные, удобные модели домашней мебели. Тренд для сферы моды – показы без моделей: fashion учится показывать коллекции без моделей, выпускать 3D коллекции и цифровую одежду. Еще один модный тренд - невидимые маски. Так как маски стали неотъемлемой частью нашей жизни, дизайнеры интегрировали их в дизайн одежды. «Голод по объятьям» – это тренд на товары, которые имитируют физические прикосновения: жилет объятий, особые капсулы объятий, тяжелые одеяла. Еще один интересный тренд – миллениалы переезжают за город: они перестали хотеть жить в больших городах, платить деньги за дорогую арендную недвижимость и выбирают комфорт.

Какие еще тренды выделила Елена, а также какие главные советы дала малому ритейлу – узнайте в видео эфира в нашем Instagram-аккаунте.

MAPIC Family