Город, который ест: как мегаполис и пищевой ритейл влияют друг на друга

Ни один крупный город мира невозможно представить без всесторонне развитой пищевой индустрии. Во многих странах активно растут гастромаркеты, точки стрит-фуда отбирают пальму первенства у модных ресторанов, а фотографии с современных рынков в социальных сетях набирают миллионы лайков и комментариев. Симбиоз мегаполиса как человеческой среды обитания и еды как жизненно необходимой потребности дает свои уникальные плоды и в плане городского развития. Новая "едальня" способна перезапустить жизнь целого района, а облагороженное общественное пространство – привлечь ритейлеров туда, где они никогда бы не открыли свою точку. Давайте же разберемся, как связаны хот-доги и благоустройство и может ли еда претендовать на статус одного из главных инструментов городского развития.

От земли к городу

Еда, как неотъемлемая и важная часть человеческой жизни, обеспечивает нас не только калориями и питательными веществами, необходимыми для полноценного существования, но и во многом определяет, как именно мы живем. Исторически люди селились там, где могли себя прокормить: сначала охотились и занимались собирательством, затем освоили сельское хозяйство и начали инвестировать в земляные участки, взращивая урожай.

На взаимоотношения человека с землей и, как следствие, с едой значительно повлияла индустриализация. Именно она привела к большому оттоку населения из деревень в города, и постепенно от производства собственной продукции на участках большинство работающих людей перешли к потреблению готовой.

Выгодное комбо

"Благоустройство работает на благо общепита с точки зрения времени, которое посетитель там проводит, увеличивает объемы трафика. И, наоборот, когда горожанин приходит в красивое, облагороженное место, то, чем дольше времени он там проводит, тем нужнее ему возможность удовлетворить базовые человеческие потребности: перекусить, попить, купить что-то ребенку. Благоустроенное пространство и точки питания должны сосуществовать вместе, чтобы сделать среду максимально комфортной для посетителей", – делится мнением генеральный директор архитектурного бюро ab2.0 Алиса Шмелева.

По ее опыту заблаговременное планирование точек питания при обновлении общественного пространства позволяет наделить его полезными элементами инфраструктуры. Например, предусмотреть площадку для устройства летней террасы кафе, выделить дополнительное место под лавочки и уличные столики и даже просто прорисовать подушки, раскиданные по траве.

Места для людей

"Пищевых" проектов, которые успешно перезагрузили когда-то малопроходимые территории, немало и в Москве. Среди масштабных – открытие гастромаркета "Депо" в бывшем промышленном комплексе на Лесной улице, также обновленной в рамках городской программы благоустройства, реконструкция Даниловского рынка.

Другим уникальным явлением стало преображение Никольской улицы из загруженной и узкой автомобильной дороги в полноценное пешеходное пространство, где очень быстро открылись точки общепита на любой вкус и кошелек, сделав улицу неспящим эпицентром гуляний.

Отдельного упоминания стоит, конечно, комплексная реставрация Северного речного вокзала и его парковой зоны. Помимо того, что в главном здании заново открыли исторический ресторан "Волга-Волга", на обновленной территории парка и набережных открыли сразу несколько точек питания: от полноценных семейных кафе до небольших павильонов с кофе на вынос и выпечкой.

В такие места, как "перезагруженный" Северный речной вокзал, пищевые ритейлеры всегда приходят активно и с интересом. Именно на таких городских точках сходятся два главных принципа для владельцев кафе, ресторанов и торговых павильонов: удачная локация и большой поток людского трафика.

"Когда в городе создается некий центр притяжения, тот же Северный речной вокзал, ритейлу это интересно не потому, что там просто красиво, а потому что люди из-за этой красоты туда пойдут. Когда горожане гуляют, они хотят выпить кофе, перекусить, поэтому, например, в центре Москвы так активно развит пищевой ритейл, и все, даже самые маленькие помещения заняты стрит-фудом и кофейнями. Арендаторы любят заходить в парки, потому что там есть стабильный поток гуляющих: кто-то приехал на свидание, погулять с друзьями, покататься на велосипеде, и каждому из этих людей рано или поздно захочется что-то перехватить", – рассуждает генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых.

При этом, отмечает эксперт, ритейлеры, приходя на благоустроенную городскую территорию, должны заранее проанализировать ее формат и контингент посетителей.

"В то же "Депо" идет большинство арендаторов – от "шаурмечных" до элитных ресторанов, потому что публика там разношерстная, от бизнесменов до студентов из Самары, и каждый найдет что-то по своему вкусу. В городских парках больше зайдет концепция стрит-фуда, потому что там едят либо на лавочках, либо на ходу", – поясняет Белых.

В целом, еда в современных мегаполисах действительно способна стать мощным инструментом для преобразования общественных пространств. И, наоборот, грамотное городское развитие, нацеленное на популяризацию пешеходных зон и созданию мест для людей, мотивирует бизнес открывать точки питания в когда-то непопулярных, но облагороженных местах, куда горожане идут за новыми впечатлениями.

Источник: realty.ria.ru